понедельник, 20 августа 2012 г.

  Автор: Сергей ПОЛИЩУК, фото Егора ПОЛИЩУКА и Любови КОТЛЯР 
Источник: журнал "Шкипер" http://www.skipper.kiev.ua
                                                      
vgm_04.jpgМного лет в осенний Киев приезжает человек, имя которого известно всем поклонникам олимпийского спорта. Его спортивные достижения до сих пор не превзойдены. Чемпион трех Олимпиад по парусному спорту в разных классах яхт (1968г. — класс “Финн”, 1972г. — “Темпест”, 1980г. — “Звездный”; также серебряный призер Олимпиады 1976 г. в классе “Темпест”). Сегодня тренер сборной команды Италии. Да, я в гостях у Валентина Манкина в его скромной квартире на Русановке. Беседа как всегда неспешная и очень познавательная.
- Валентин Григорьевич, почeму вы бываете дома осенью?
- Осень в парусном спорте это конец сезона, и есть немного времени для отдыха. Как правило, это вторая половина августа и сентябрь. В октябре уже начинается активная подготовка к будущему сезону. Поэтому, если удается, я всегда приезжаю домой в это время. Я очень скучаю по родному Киеву, Днепру.
- Уже привычно ваше участие в “Добром спомыне”. Как эта рeгата ассоциируется у вас с киевским парусным спортом?
- Да, я стараюсь участвовать в этой замечательной регате. В этом году, насколько я знаю, в гонке на Киевском море участвовало 86 яхт. На этой регате памяти я всегда встречаю своих друзей и единомышленников, с многими из которых знаком еще с юности. Участвуя в ней, я как-бы возвращаюсь во время расцвета киевского парусного спорта, в уже далекие 50-е. Самое главное — это общение всех участников, как большой семьи. Хорошо, что киевские яхтсмены чтят память всех, кто занимался парусным спортом.
- Вы участвовали и в Windmaster Regatta?
- Меня пригласили на новую яхту R&B построенную Сергеем Пичугином в экипаж Игоря Юшко. Одну гонку я с ними прошел в качестве тактика. Пичугин наставник экипажа, он хорошо видит дистанцию и на яхте не нужно два тактика. Я включался только тогда, когда замечал сомнения со стороны Сергея. Я также провел день с ним, побывал на его производстве и удивился многогранности Сергея, у него столько разных направлений работы и планов. Он, начав и пройдя путь в парусном спорте, как и я, на швертботе-одиночке, сейчас на больших яхтах демонстрирует свой громадный технический и организационный потенциал. Я думаю, что это хороший экипаж, великолепное творческое сотрудничество. С помощью Пичугина Юшко постигает тонкости парусного спорта. Игорь очень спокоен, уверенно и доброжелательно ведет себя на яхте. Я восхищаюсь тем, что у них обоих хватает времени и на бизнес и на парус. Бизнесмены, которые любят парус, финансируют множество программ. Для хорошего парусника, чемпиона, выросшего на воде, яхтинг может стать профессией. Мне лично нравится, когда человек купивший лодку, сам ею управляет, а яхтсмены профессионалы выступают в его команде в роли тактиков, техников и матросов.
Валентин Манкин, Игорь Юшко, Сергей Пичугин
Валентин Манкин, Игорь Юшко, Сергей Пичугин
- Как вы из начальника управления водных видов спорта СССР стали ведущим специалистом в сборной Италии?
- Я был капитаном второго ранга, жил в Киеве, работал в Москве, база подготовки олимпийской сборной была в Севастополе. Одним словом, было немного трудно. Да и тяготился я работой во всем управлении, мне хотелось заниматься только парусом. Моя дочь болела, и реальную помощь могли ей оказать в Италии. Кроме того, итальянцы предлагали мне работу. Я пришел в Госкомспорт к Николаю Русаку и он мне предложил заключить контракт с Италией через Совинтерспорт. По нему я и проработал до прекращения существования СССР. Я приехал в Италию не для того, что бы быть главным тренером. Я уже был в возрасте, и мне хотелось заниматься не обширной бюрократической работой, а подготовкой олимпийской команды. Чем я и занялся после неудачи на Играх в Барселоне. Тогда главным тренером по сути был Президент федерации Сержио Гайбиссо. От меня он требовал идей, которые впоследствии не всегда воплощались в жизнь так, как я хотел. В принципе я сделал только треть того, что мог. Я и сейчас считаю, что не раскрыл себя полностью и готов дальше работать.
- Зачастую от тренера требуют сиюминутного результата...
- Мне повезло, таких задач мне не ставили. Я должен был поднять общий уровень парусного спорта. Я стал работать тренером в Италии в 1990 году. Тогда они уже 22 года не видели олимпийских медалей. Последним достижением итальянцев были бронзовые медали Фабио Альбарелли на “финне” и тандема Франко Кавалло, Камило Гаргано на “Звезднике” завоеванные на играх 1968. Тогда у Италии была довольно сложная ситуация с тренерами. Это были в основном люди, которые работали на производстве, а в выходные дни были даже не тренерами, а “сопровождающими”. У них не было ни физкультурного образования, ни знаний, ни опыта для настоящей тренерской работы.
Когда я только приехал в Италию у меня уже был план работы, но большинство тренерского состава сборной проголосовали против него. Таким образом, я начал полноценно работать только в 1993 году когда моим руководителем по линии федерации стал Ариго Мари и я получил полную свободу действий. Я предложил два варианта подготовки сборной: централизованная, при которой я отвечаю за результат, но атлеты полностью выполняют мои требования или индивидуальная с моими консультациями. По первому варианту федерация содержала тренировки, но за результат отвечал тренер, по второму — спортсмены готовились за свой счет, но федерация компенсировала им расходы в случае результатов в 20 % участников соревнований. Работали по обоим вариантам.
В результате, уже в 1994 году Франческо Бруни выиграл первенство Европы в классе “Лэйзер”, Италия выиграла чемпионат IYRU. За этот период Алесандра Сенсини завоевала 4 олимпийские медали, Лука Девоти, не смотря на возражение Гайбиссио, был включен мной в сборную и тоже завоевал серебряную медаль на олимпиаде в Сидне. Если заглянуть на список моей группы, которая начала тренироваться в 1993 году, то из 25 человек 20-22 добились высоких результатов и успеха в жизни. Например, Лоренцо Брисани сейчас выдвигается на яхтсмена года по версии ИСАФ, Ивальди был навигатором Oracle и выиграл Кубок Америки, Бруни — рулевой на Кубке Америки, Чан один из сильнейших в матчевых гонках. Кроме того, я помог раскрыться тренерам, и которых я выдвинул на роль главных, Лука Депедрини и Паоло Геонею. Они более молодые и энергичные. Мне в основном президент всегда давал самые трудные участки работы, где ни у кого ничего не получалось. Сейчас я занимаюсь классом “Звездный”. Когда я уже был серьезным спортсменом, на мое совершенствование в парусном спорте повлиял американский журнал Yachting, с редактором которого я познакомился на летних Олимпийских играх в Мексике 1968 года. Этот журнал дал мне громадный толчок в понимании современного парусного спорта. Мой тренер Сергей Машовец поставил меня на путь парусного спорта и провел меня от новичка до чемпиона СССР, а этот журнал мне дополнил обширную информацию о тактике, стратегии, стартах, метеорологии и так далее. Даже сейчас, когда я читаю литературу и периодику о парусе я останавливаюсь именно на этих вопросах. Парус это сложный вид спорта, литература и теоретическая подготовка играют очень важную роль в становлении яхтсмена. Не бывает олимпийских чемпионов или великих гонщиков, которые бы не имели глубокой теоретической подготовки. Конечно, я не говорю, что надо недооценивать тренеров, ведь они это основа. С моим тренером, Сергеем Машовцом, я, уже сам давно работая тренером, часто консультируюсь. К сожалению, тренеры в парусном спорте это очень слабое звено. Это даже не их вина. Просто нет денег, что бы содержать тренеров. А иногда им готовы платить, но только за немедленный результат и приходиться форсировать подготовку. Чем "гробятся" сами спортсмены.
- После распада СССР Украина очень мощно стартовала в олимпийском парусном спорте. Почему в Пекине наши спортсмены выступили неудачно?
- В Украине были свои тренеры и традиции. Хотя после любой перестройки юношеский спорт и взращивание резервов редко входят в приоритетные области финансирования, у нас была сильная инерция, ведь более трети сборной Союза составляли украинцы. Но, все же, после распада СССР спорт оказался в тени. Да и сейчас ему достаточно трудно. Нужно искать более действенные пути для развития спорта. Даже когда мы выиграли медали в 1996 году ни Виктор Коваленко, тренер чемпионов Олимпиады Евгения Браславца, Игоря Матвиенко и бронзовых призеров Русланы Таран и Алены Пахольчик, ни Сергей Машовец, президент Национальной Украинской парусной федерации не были по-настоящему оценены за выполненную работу. И переезд Виктора Коваленко в Австралию, где он смог раскрыть себя еще больше, был ударом для нас. Сейчас произошла смена поколений. Те, кто сегодня лучшие в мире имеют уже многолетний опыт. Наши трудности — это пробелы 5-8 летней давности. Сейчас закладываются результаты, которые мы реально увидим через 5-6 лет. Новые чемпионы растут в юношеском спорте. Главное поставить нужные задачи в нем, а не только в детском спорте. Например, четыре чемпиона мира в классе “Оптимист” так и не раскрыли себя дальше в юниорском спорте в Италии. Тогда мне в Италии это не удалось, а вот уже мои ученики-тренеры сделали это. Сейчас приоритет поставлен на юниорский спорт, а детский лежит на плечах яхт-клубов. Это дало очень сильный толчок в развитии. Юниоры итальянцы уже показывают отличный результат. На основе внимания к юниорам выросла английская команда.
- Как восстановить наши позиции в олимпийском парусном спорте?
- Нельзя сразу охватить все сферы. На мой взгляд, нужно начинать с одиночек, выбрать приоритетные классы и бросить средства на этот участок. Также необходимо готовить не только рулевых, но и матросов, дать им больше теоретических знаний. Возможно, искать ребят из других видов спорта.
Валентин Манкин и Сергей Машовец
Валентин Манкин и Сергей Машовец
- Каким должен быть первый шаг новичка в парусном спорте?
- Неплохо, когда новичок начинает шкотовым с уже опытным рулевым, который может показать ему приемы техники управления. Тогда матросу легче найти себя. Основы аэродинамики, устройство яхты, такелажное дело и другие экзаменационные дисциплины для получения звания рулевого второго класса не просто теория. Дико, когда в Италии спортсмены приходят из детского спорта и не знают основ. Поэтому, я думаю, что наша школа 50-х годов была лучше. Была отличная традиция, когда матрос вначале сдавал на права рулевого и только потом начинался сам путь рулевого. Ситуация, когда ребенок приходит на “Оптимист”, оставляет громадную нехватку грамотных шкотовых. Да и рулевой после этого, на мой взгляд, тоже получается неполноценным. Все должны сначала попробовать себя в роли шкотового.
- Может самый хороший матрос это рулевой?
- Матрос, испытав на себе роль рулевого, знает, что надо делать в определенных ситуациях. Он знает приоритеты рулевого. Он может давать ту информацию, которую сам бы хотел получить. У шкотового своя роль, у рулевого — своя. Иногда бывает, особенно в олимпийском парусном спорте, что шкотовый более опытный, иногда — рулевой. Лично я часто брал шкотовых новичков и учил их, помогал им. Это были и Владимир Витюков, и Гурам Бигонишвили, и Владислав Акименко, и Саша Музыченко. А вот Виталий Дырдыра был опытным рулевым, поэтому мы с ним быстро сошлись. Хоть он не имел опыта работы со спинакером и на трапеции, но будучи сильным “финнистом” мгновенно освоил эти функции. Роль матроса он выполнил блестяще. Да мы были соперниками дома, но я знал, что мне нужно было для победы и что мастерства Виталия хватит для этой победы. В итоге мы победили на Олимпийских играх 1972 года в классе “Темпест”.
- То есть рулевой и шкотовый это две половины, без которых невозможно целое?
- Да, но это две половины, которые заходят на сторону друг друга. Как два смежных кольца. Есть что-то индивидуальное, есть что то общее, а победа складывается от единства. Побеждает, прежде всего, дружный, сработанный экипаж. Где каждый в совершенстве знает свой участок работы. В экипаже, как и в любых отношениях, нужно уметь прощать, терпеть и идти к победе.
- Формула успеха от Валентина Манкина?
- В парусе две составляющие: путь, пройденный яхтой, и скорость. Путь, поделенный на скорость, дает время. Чем меньше время, тем ближе ты к победе. Пройденный путь тоже делиться на две составляющие — выбор пути, базирующийся на обширных знаниях метеорологии, ветра и течения; и тактика, базирующаяся на знании правил и умении защитить свой путь. Стратегическое и тактическое мастерство дает яхтсмену тот путь, который приводит к победе. Технические данные дают возможность развить максимальную скорость. Конечно, не всегда нужна именно максимальная скорость, иногда возможно и замедление для тактической борьбы — например при огибании знака. Вот это и есть общая формула к успеху. А теоретическая подготовка, совершенство матчасти, тренировки на воде, физическая тренировка, психологическая готовность, восстановление, организация подготовки — это средства для достижения побед.

Автор: Сергей ПОЛИЩУК, фото Егора ПОЛИЩУКА и Любови КОТЛЯР 
Источник: журнал "Шкипер" http://www.skipper.kiev.ua
                                                      

2 комментария: