Олимпийская регата: 4-е золото Бена Эйнсли бьет рекорд Пауля Эльвстрема
Автор: Василий Кравченко
Источник: Российская Ассоциация класса Финн
В
конце июля в Англии состоялись юбилейные XXX Олимпийские Игры, - также
юбилейные и для класса Финн, который здесь отметил свое 60-летие в
Олимпийской программе. Регата проходила в очень острой и красивой
борьбе, а судьба всех медалей решилась только на последних метрах
медальной гонки. Победителем стал фаворит сезона англичанин Бен Эйнсли,
выиграв 4-ю подряд Золотую медаль Олимпийских игр. Учитывая то, что он
имел в своем активе еще серебряную медаль, получилось, что талантливый
английский спортсмен побил рекорд легендарного датского гонщика Пауля
Эльвстрема. Сама регата, отбор и подготовка к ней были непростыми и
драматичными для многих спортсменов, особенно учитывая, что класс Финн
стал намного динамичнее, атлетичнее и требует от гонщиков новых
качеств. О том, как проходила Олимпийская регата, как к ней готовились
спортсмены и что нас ждет впереди, эта статья.
Местом проведения Олимпийской регаты
стал Веймут. Сюда в середине июля 2012 года съехались 24 талантливых
спортсмена, прошедшие серьезный отбор в горниле мировых первенств и
этапов Кубка Мира и помимо лицензии для своей страны выигравшие
серьезный национальный отбор на право представлять свою нацию на этих
ответственных соревнованиях.
Далеко не все страны получили право
выдвинуть своего представителя на участие в Олимпийских Играх –
ограниченное число лицензий (24) разыгрывалось среди стран в 2 этапа на
Чемпионатах Мира 2011 и 2012 годов (соответственно - в Перте
(Австралия) и в Англии. В классе Финн олимпийская лицензия для нашей
страны была завоевана сразу же на первом этапе в Австралии: там Россию
представляли Егор Терпигорев (Москва), Эдуард Скорняков (Москва) и
Алексей Селиванов (Краснодар). С начала регаты очень уверенно в
лицензионной зоне (на 22-м месте) шел Егор Терпигорев, но поломка мачты
в решающий момент и пропуск 2-х гонок лишили его шансов попадания в
"Золотой" флот. Но здесь ситуацию подхватил Эдуард Скорняков, который
не так удачно взяв старт в регате все-таки вытянул и завоевал сразу на
первом же этапе право для России выступить на Олимпийских Играх в
классе Финн.
Для многих стран, завоевавших лицензии,
дальше развернулась острая борьба внутри их национальных команд за
право представить страну. Большинство из них выстроили отбор через
показатели, достигнутые во время участия в этапах Кубка Мира и
Чемпионате Мира 2012 года. В Англии даже при серьезном доминировании
3-х кратного Олимпийского Чемпиона Бена Эйнсли серьезную конкуренцию
составляли сначала Эд Райт (Чемпион Мира 2010г.), а потом ближе к
Олимпиаде - более молодой Джилиас Скотт – чемпион Мира 2011 г.,
выигравший у Бена Эйнсли национальный чемпионат Англии, и для них обоих
стало личной трагедией то, что будучи способными бороться за
Олимпийское золото, они остались в тени бойца Эйнсли. В Польше
сражались до последнего Рафал Сзукель и Петр Кула, в Чехии - молодой
спортсмен Томас Вика с опытным ветераном Майком Майером. Серьезные
дуэли прошли и во Франции, и в Швеции - везде блистали сильные
спортсмены - где-то молодость победила над опытом, а где-то - наоборот.
Так, например, в сильной польской команде на Олимпийские Игры отобрался
Петр Кула - серебряный призер проходившего в Москве Первенстве Мира
2007 года, а у чехов выиграл отбор опытный Майк Майер, празднующий в
этом году 48-летие, для которого это было уже 5-е участие в Олимпийских
Играх.
В Российской команде также развернулась
нешуточная борьба за право представить страну на Олимпийских Играх.
Главными претендентами, включившимися в отборочный марафон, стали
молодые спортсмены Егор Терпигорев, Алексей Селиванов и опытный Эдуард
Скорняков.
Егор Терпигорев (СДЮСШОР "Хлебниково",
тренер Орешкин С.А.) обещающе прошел прошлый сезон и начал этот.
Особенно уверенно он шел по средним и сильным ветрам, в морских
условиях. В его активе были Серебряная Медаль Первенства Европы 2011г,
приходы первым и в тройке на гонках Чемпионата Мира, в том числе -
выигранная дуэль с Беном Эйнсли в первой гонке Чемпионата Мира в Англии
(хоть и с дисквалификацией за то, что не успел вовремя вернуться с
дистанции).
Алексей Селиванов (Краснодар, тренер
Сорокин В.А.) также значительно прибавил и показывал стабильно высокий
результат: приходы в тройке в гонках Чемпионата Мира, Чемпионата
Европы, призовое место на этапе Кубка Мира этого года, оставив позади
призеров Чемпионатов Мира и Олимпийских Игр. Особенно хорошо идет по
слабым и средним ветрам.
Эдуард Скорняков (СДЮСШОР "Хлебниково",
тренер Орешкин С.А.), завоевавший олимпийскую лицензию для нашей
страны, после некоторого отката в результатах со времен победы в
Чемпионате Европы в 2007-м году, начиная с прошлого сезона, серьезно
взялся за подготовку к отбору на Олимпийские Игры и к участию в них. В
его актив вошли завоевание олимпийской лицензии на Чемпионате Мира
2011г, целый ряд удачных приходов и общее 11-е место на Чемпионате
Европы, финиш вторым в медальной гонке и общее 6-е место на
престижнейшем этапе Кубка Мира - Йерской регате в достаточно жестких
ветровых и волновых условиях, 17-е место на Чемпионате Мира в Англии.
Показывая стабильные высокие результаты особенно по сильному ветру,
став лучшим из Россиян на Чемпионате Мира 2012 года Эдуард подтвердил
свое право представлять страну на Олимпийских Играх.
С приближением Олимпийской регаты росло
напряжение, и сложилась серьезная интрига, поскольку как минимум 12
спортсменов могли реально претендовать на Олимпийские медали.
Безусловным фаворитом Игр выглядел Бен Эйнсли, блестяще выигравший
Чемпионат Мира у себя дома, в Англии, обеспечив себе комфортное
лидерство еще до медальной гонки. Не намного слабее выглядели голландец
Питер Ян Постима - серебряный призер Чемпионата Мира в Австралии,
хорват Иван Клякович Гаспик - двукратный Чемпион Европы, а также
француз Джонатан Лоберт, финн Таппио Никко, опытный новозеландец Дэн
Слэйтер. На серьезную форму вышел датчанин Джонас Хог Кристенсен.
Большие надежды возлагались на нашего эстонского друга Дениса Карпака.
Каждый из спортсменов усиленно и по
своему готовился к Играм, но в большинстве своем все они работали
небольшими командами, группами в оттачивании элементов техники и поиске
своей изюминки. Интересно безусловно, как готовился каждый из них, но,
к сожалению, здесь мы не можем все это отразить и приводим информацию
только о некоторых, наверное, наиболее интересных для специалистов.
Бен Эйнсли после Игр в Пекине сменил
тренера Джеза Фанстоуна, в прошлом финниста, который ушел менеджером
Ново-Зеландской олимпийской команды, на более опытного и старшего
Дэвида Хоулетта. Велась постоянная работа с техникой – испытывались
лодка и мачты швейцарской фирмы Wilke, однако для Олимпийской регаты
Бен остановился на лодке фирмы Devoti, специально построенной ему Тимом
Тавинором, и ласково именованной именем «Рита». Тем не менее, проект с
Wilke сыграл свою положительную роль – плотная работа спортсмена с
производителем дали лучшее понимание многих процессов и конструктивных
особенностей, влияющих на ход яхты. В части парусов его команда
целенаправленно работала с аргентинским отделением North Sails, чьи
паруса, хоть по конструкции повторяли стандартные штатные модели, но по
исполнению отличались от того, что делают в Англии и США. В целом за 10
лет он сменил 4 корпуса, 6 мачт и 150 парусов. Вместе с олимпийской
программой Бен Эйнсли совмещал еще участие в программе Кубка Америки.
Хотя это было тяжело, но, по признанию спортсмена, это помогало каждый
раз освежать свой взгляд и по другому смотреть на некоторые вещи,
открывая новые идеи для поиска. Не обошлось и без сложных моментов –
серьезный моральный удар нанес инцидент на Чемпионате Мира в Австралии,
после которого вообще стоял вопрос об участии Эйнсли в Олимпиаде (за
плечами у него стояли не намного менее талантливые и сильные Джилиас
Скотт и Эд Райт) и Бену стоило серьезных усилий вернуться и доказать
свою исключительность, а зимой ему пришлось пройти через операцию на
спине. Кроме того, безусловно, несмотря на доминирование в классе, на
самом спортсмене из-за этого лежал громадный моральный груз – любая
медаль кроме золотой считалась крахом, Игры у себя дома на порядок
усиливали давление со стороны всевозможных высоких лиц.
Голландец Питер Ян Постима был гораздо
более свободен от таких серьезных обязательств, не придавая большого
значения результату Олимпийской регаты, но тем не менее, ему пришлось
тоже непросто. Несмотря на его серебряную медаль на Чемпионате Мира в
Австралии, сильная Голландская федерация поставила обязательным
условием его участия в Играх попадание в 10-ку сильнейших на Чемпионате
Мира в Англии. После неудачи на Пекинской олимпиаде, когда он, будучи в
числе фаворитов по результатам предолимпийской регаты, на самих
соревнованиях не смог даже попасть в десятку лидеров, Питер сделал для
себя выводы и за прошедшие годы активно поработал над своими слабыми
сторонами, отточил свое оружие: старт, стратегию, скорость в сильный
ветер. Также скорректировал программу с тем, чтобы подойти к
ответственным гонкам с максимумом мотивации (По его признанию в Циндао
он был полностью демотивирован, истощен в части жизненной энергии
монотонными рутинными занятиями.) Питер Ян Постима очень серьезно
сосредоточился на психологической подготовке. После Олимпийских Игр он
сделал перерыв на год, поменял род занятий, обстановку и, когда
вернулся, смог смотреть на вещи гораздо более свежим взглядом и видеть
те вещи, которые раньше не замечал. Были также перестроены цели и
отношение к ним, чтобы исключить постановку неоправданно высоких, слабо
достижимых задач. Подготовку Питера Яна Постимы обеспечивала небольшая
команда, состоящая из тренера Стефана де Врайес, спонсора и менеджера
по связям со СМИ Александрой Вербик и эксперта по материалам Яна
ван-дер Хорста (производителя мачт Hit Masts). В ходе испытаний команда
остановилась на мачте Hit Mast с жестким низом и мягкой верхней частью,
для сильных ветров – парусе North Sails, для слабых – на более
пластичном к перестройкам парусе WB. Все это подвело Питера Яна Постиму
к Олимпиаде в хорошей физической, технической и психологической форме.
Французский гонщик Джонатан Лоберт,
перешедший в класс Финн в 2007-м году после того как вырос из Лазера,
серьезно прибавил за 2010- 2011-й год, выиграв отбор у его старшего
коллеги Джилиана Флорента, принесшего в 2008-м году бронзовую
Олимпийскую медаль, а также – у Томаса ле Брентона, не менее сильного
гонщика. После проведенного отбора на Олимпийские Игры Французская
федерация возлагала на Джонатана не меньшие надежды. Помимо кропотливой
работы со своим тренером, в своей подготовке Джонатан объединился
с финскими и шведскими гонщиками Тапио Никко, Даниэлем Бигмарком и
Джокке Вилениусом. Работа в этой группе, по признанию гонщика, дала ему
очень многое и позволила соперничать на самом высоком мировом уровне. В
качестве боевого комплекта Джонатан выбрал мачту Hit Masts и парус WB –
в общем-то общее для гонщиков этой группы сочетание. В части физической
и психологической подготовки перед самой олимпийской регатой Джонатан
Лоберт решил взять отдых, чтобы повысить мотивацию, иметь горячее
желание в любой момент прыгнуть в лодку и идти в гонку.
Хорватский финнист Иван Клякович Гаспик
построил свою подготовку на отработке хождения при сильном ветре и
полных курсов. Блестяще стабильно выступив в 2010–2011 годах, в
предолимпийский год он значительно сократил соревновательную активность
и, как многие нацеленные на Олимпийские Игры гонщики, сосредоточил свою
подготовку на Веймуте, стараясь провести там как можно больше
тренировок, чтобы понять, настроиться, разобраться в местной акватории,
ее условиях.
Интересно отметить как вышел к
Олимпиаде датчанин Джонас Хог Кристенсен. После не совсем удачного для
него выступления на Олимпийской регате в Циндао Джонас значительно
снизил свою активность, переключился на работу в музыкальной индустрии,
при этом просто поддерживая свою форму участием в регатах по выходным
дням. Тем не менее, это не помешало ему выиграть проходивший у него
дома Чемпионат Мира в 2009-м году. Однако далее он серьезно не
рассматривал свое гоночное будущее и запустил занятия парусом, как и
свою форму – его вес достиг 112 кг, и это были во многом не мускулы.
После неудачного для Датчан 2010-го года родная федерация обратилась к
Джонасу с просьбой вернуться и поднять престиж страны. Чемпионат Мира
2011-г. был тестовым для Джонаса в том, сможет ли он вернуться в строй,
и его 14-е место вселило в нем такую уверенность. Последующий год стал
очень трудным для Датского финниста, поскольку ему предстояло как
значительно восстанавливать свою физическую форму, так и серьезно
менять свою ментальность – современная техника хождения на полных
курсах значительно шагнула вперед, и класс стал намного более
атлетичным и динамичным. Учитывая свой большой парусный опыт, Джонас в
свой подготовке сделал упор на свою физическую форму. Но кроме этого он
уделил большое внимание на доработку своей материальной части и поиску
скорости, того волшебства, которое по наблюдению датчанина в некоторых
условиях позволяло лидеру Бену Эйнсли идти быстрее и на 3 градуса
острее остального флота. Перед Олимпийской регатой в своем интервью
датский гонщик загадочно проговорился, что они все-таки нашли некую
«волшебную палочку», а также подобрали наиболее удачный комплект мачты
и паруса, и они еще покажут на что способна Датская команда. Но перед
самими соревнованиями его «волшебная» мачта дала трещину, и Джонасу
пришлось поломать голову, как ему выйти без потерь из этой ситуации.
Итак регата началась. В числе
фаворитов, реальных претендентов побороться за золотую медаль многие
называли 4-5 гонщиков, среди которых были Бен Эйнсли, Питер Ян Постима,
Джонатан Лоберт и Джонас Хог Крисстенсен, кое кто еще называл Заха
Раллей, серебряного призера ОИ2008, показавшего 4-й результат на
предолимпийской регате. Гонки поразили всех красотой, высокими
скоростями и накалом борьбы.
И первые дни начались не без сенсации –
куда-то пропало знаменитое доминирование Бена Эйнсли! Первую часть
регаты вырвался вперед датчанин Джонас Хог Кристенсен, и Бен не мог
ничего с ним сделать! Более того, Бен начал проигрывать кое-где на его
коньке – полных курсах! Первые две гонки, несмотря на разные ситуации,
три спортсмена стабильно пришли на одних и тех же позициях, и казалось,
что вот они – определились медалисты – датчанин пришел оба раза первым,
англичанин Бен Эйнсли – оба раза вторым, а хорват Иван Клякович Гаспик
– третьим, и они так и будут продолжать наращивать отрыв от остальных и
между собою. Но не все пошло так по накатанному. В такой сильной
компании другие гонщики сумели перестроиться и завязать борьбу и
интригу. Одна из гонок второго дня вообще стала пиком накала борьбы,
драматизма и нервного напряжения – шедший первым финский гонщик на
огибании знака запутался в шкотах, попал в неудачное сочетание волн и
перевернулся, а вышедший после этого вперед испанец - через некоторое
время потерял руль. Лидеры постоянно менялись, и нельзя было говорить о
доминировании того или иного гонщика. Тем не менее Кристенсен
действительно пошел наращивать лидерство и после 6-ти гонок уже имел
комфортный отрыв от англичанина Бена Эйнсли в 10 очков, ни разу не
пропустив его вперед себя. Вот оно проявилось то, волшебство, о котором
намекал датчанин! Многие уже заговорили о том, что Датчане отстоят
честь Пауля Эльвстрема и воспрепятствуют побитию его рекорда (4 золотых
олимпийских медали подряд) англичанином Беном Эйнсли. В интернете даже
появились коллажи на эту тему.
Но знаменитого Бена было рано хоронить!
Немногие знали, что в первые дни регаты у английского спортсмена
обострилась травма спины, и в яхт-клубе дежурил вертолет, чтобы
немедленно доставить яхтсмена в госпиталь в экстренном случае. День
передышки дал возможность Бену несколько восстановиться,
проанализировать ситуацию, выстроить новую стратегию. И в конце концов
Бен Эйнсли не был бы тем знаменитым Эйнсли, если бы не мог выходить из,
порой, самых безнадежных ситуаций. Тем более он был опасен для
соперников в разозленном состоянии. А разозлил его инцидент, когда он
был вынужден раскрутиться за навал на знак, который он, по его мнению,
не нарушал, но его вынудили окрики датского и голландского спортсменов.
К седьмой гонке вернулся прежний, готовый разорвать флот, Эйнсли. За 4
оставшихся гонки он смог сделать чудо – сократить отрыв от датчанина до
2-х очков. Помог ему в этом и голландец Питер Ян Постима серией первых
и вторых приходов.
Учитывая матчевую хватку Эйнсли, не раз
проявленную им как на Олимпийских Играх, так и на Чемпионатах Мира (мы
могли наблюдать это и на Чемпионате Мира в Москве, когда Эйнсли
подавлял грека Папатанасио в старте последней гонки) не было сомнений,
что англичанин как никогда близок к золотой медали – ему достаточно
было поймать и оставить датчанина за собой. Но не все было так просто –
голландец, подошедший третьим к медальной гонке, приблизился в опасную
близость к лидерам, и им надо было не только разбираться между собой,
но и следить и за ним – разрыв составлял хоть и комфортные, но опасные
14 очков.
Медальная гонка стала самой драматичной
по цене ошибок для целого ряда гонщиков и, наверное, отразила и
сконцентрировала в себе весь накал страстей, которые происходили на
протяжении всей регаты – судьба всех медалей оставалась подвешенной до
самого последнего участка дистанции. Кристенсен взял удачный по
отношению к позиции Эйнсли старт, заставив того отвернуть вправо -
сторону, которая по опыту всей недели не давала преимущества, но Эйнсли
удалось поймать удачный заход с той стороны и выйти на первую марку
впереди своего главного соперника, будучи при этом в середине флота. К
нижней марке Эйнсли пришел уже третьим, но на второй лавировке пошел
контролировать Кристенсена, который отвернул вправо, и к следующему
огибанию знака оба оказались в конце флота 9-м и 10-м соответственно.
Тем самым они поставили себя в уязвимую позицию по отношению к
голландцу Питеру Яну Постиме, которому было достаточно финишировать
вторым, чтобы завоевать золото. Не все гладко складывалось у Постимы, с
начала гонки он был в середине флота при том, что уже его
преследователь – француз Джонатан Лоберт вырвался вперед, а Постиме
нельзя было упускать того, более чем на 2 лодки перед собой. Но
голландец поймал удачный заход с левой стороны на последней лавировке и
на последний полный курс вышел уже третьим в непосредственной близости
от шедшего вторым новозеладца Дена Слейтера. Казалось, еще чуть-чуть и
золотая медаль отойдет Питеру. Но… обидная оплошность на огибании
нижнего знака – Постима задевает гиком камеру на корме новозеландца и
получает штраф, который в итоге стоит ему всех медалей – при раскрутке
он пропускает 2-х гонщиков - хорвата и испанца, и финиширует пятым. В
итоге он и не достает первых двух, и пропускает вперед француза
Джонатана Лоберта, которому и отходит бронзовая медаль.
Наверное, самая напряженная и
драматичная по накалу борьбы Олимпиада, заканчивается все-таки победой
англичанина Бена Эйнсли. Конечно, можно сказать, что здесь сыграл
случай, но, если посмотреть на то, через что он прошел, как он
доминировал на большинстве мировых регатах в том числе в этот сезон,
что бился за победу с серьезной травмой спины, то, наверное он
заслуживает, чтобы «небеса» ему немножко помогли.
Конечно, не всем так везло на этих
соревнованиях. Кто-то допускал больше ошибок, кто-то не выдержал
морального напряжения. Российский гонщик Эдуард Скорняков по своей
готовности имел шансы претендовать на место в 10-ке лидеров – в первой
же гонке он даже шел в лидирующей тройке, - проведенная работа по яхте,
подбору мачты, паруса, настроек, техники дала результат – он мог биться
на равных с лидерами. Не хватало только техники на полном курсе – здесь
главные лидеры ушли значительно вперед. Но все равно после первого дня
Эдуард шел на 8-м месте. Что произошло дальше – трудно сказать. Сыграло
может быть моральное давление, выбили из колеи неудачные приходы или
сказалась малая накатанность именно в условиях Веймута, моральная
усталость… Судя по тому, что наблюдали со стороны очевидцы, это
состояние можно охарактеризовать словами американца Заха Раллея,
который тоже оказался в аналогичной ситуации: "Неудачи в первых гонках
и повышенные ожидания к твоему результату заставляют попытаться
отыграться, идти на большой не всегда оправданный риск, который может
дать как большое преимущество, так и не менее большой провал. Чаще
происходит второе, и это все сильнее и сильнее загоняет тебя в
отрицательное состояние, приводящее соответственно к отрицательному
результату. Итогом Олимпиады для нашей страны стало 17-е место в классе
Финн".
Тем не менее, 30-я Олимпиада уже
позади, и сейчас важно посмотреть вперед, подумать – что можно
почерпнуть из опыта прошедших соревнований, что меняется по отношению к
новым, и правильно построить программу на следующее как минимум 4-х
летие.
Что дальше?
В новый олимпийский цикл мы входим с новыми реалиями и новыми условиями.
С одной стороны значительно меняются
внешние условия: Международный Олимпийский комитет, Международная
Федерация Парусного спорта (ISAF) делают упор все больше на развитие
парусного спорта по континентам. Поэтому только 75% лицензий на
Олимпийские Игры будут распределяться по результатам Чемпионата Мира,
остальные же лицензии будут распределены между континентами для их
внутреннего отбора.
При этом распределение первого пула
олимпийских лицензий будет происходить не за год, а за два года до
Олимпиады в 2014-м году на объединенном Чемпионате Мира ISAF.
Здесь же возникает еще один барьер –
число допущенных спортсменов от страны на Объединенный Чемпионат Мира
ISAF будет зависеть от того, как выступят спортсмены на предыдущем
Чемпионате Мира, то есть в 2013-м году. Безусловно, каждой стране будет
выделена квота на как минимум одного участника в каждом классе, но как
опыт показывает, иметь одного спортсмена – это очень рискованно. Шансы
же получить квоту во втором пуле очень призрачны ввиду большого числа
стран в Европе, к которой относится Россия.
Поэтому, как это ни парадоксально
звучит, очень многое будет зависеть от того, как Российские финнисты
смогут выступить на Чемпионате Мира за 3 года до Олимпийских Игр, т.е.
в 2013-м году в Таллине.
С другой стороны то, что Россия на
прошедшей Олимпиаде не выиграла ни одной медали, меняет и наши
внутренние условия – будет сокращен объем центрального финансирования
сборной команды, что сузит и без того ограниченные ресурсы, также
ударит и по бюджетам спортивных парусных школ на местах.
Но в этом может быть и плюс для нашей
страны, так как этот момент подтолкнет перестроить изжившую себя
систему самоизоляции сборной команды и консолидации всех ресурсов на
подготовку очень ограниченного числа спортсменов. Опыт Первенства Мира
2011г, Первенства Мира и Первенства Европы 2012 года в классе Финн ярко
показал явный недостаток этого подхода – ни один спортсмен, на которого
ставила наша сборная команда, не завоевал медалей. Но с другой стороны
он высветил и положительный интересный момент - честь страны все-таки
смогли защитить, и защитили наши простые ребята, прошедшие через
общественную подготовку Ассоциацией. Эти ребята готовились без тех
серьезных бюджетов, которые выделяются на сборную команду, на
общественных началах, за свой счет и за счет командирующих их местных
спортивных школ и организаций, и при этом на многих из них специалисты
сборной команды «ставили крест». Они имели огромное желание победить,
несмотря ни на какие клише, и они победили!
Получается, что далеко не все зависит
от денег! Можно сделать большую работу и задействовав общественный
ресурс! Это показывает, что с отрицательными итогами XXX Олимпийских
Игр для парусного спорта нашей страны не все кончено и есть путь для
объективного роста, есть и потенциал для побед.
Так значит, наверное, настало время объединиться?
Автор: Василий Кравченко
Источник: Российская Ассоциация класса Финн
Комментариев нет:
Отправить комментарий