Источник: журнал "Шкипер" http://www.skipper.kiev.ua
П'ятниця, 11 Березень 2011 | Автор: Сергей ПОЛИЩУК, Фото из архивов журнала "Шкіпер" и Фонда поддержки парусного спорта
Имя
Василия ГУРЕЕВА хорошо известно широкому кругу профессионалов и
любителей парусного спорта не только в нашей стране, но и далеко за ее
пределами. Спортсмен, многолетний президент Парусной федерации Украины,
народный депутат Украины, успешный политик и государственный деятель,
невзирая на свою занятость, ответил на вопросы Сергея ПОЛИЩУКА, главного
редактора журнала "Шкіпер".
- Чем запомнился для вас прошедший парусный сезон?
- Начну с олимпийской яхты, которой я посвятил много лет. Класс
"Звездный" — "патриарх " в семье олимпийских классов — известен всему
миру бережливым и внимательным к нему отношением со стороны спортсменов и
яхтостроителей.
2010-й был годом завоевания лицензий по количественному составу экипажей для участия в чемпионате мира в Австралии в 2011 году, где будут разыгрываться лицензии на Олимпиаду, которая состоится в 2012 году в Лондоне. В прошлом Украина имела квоту в одну лодку и, с трудом — через ISAF и ассоциацию "Звездного" класса — проводили второй экипаж для участия в чемпионате мира. Цель сезона — выступить на чемпионате Европы так, чтобы мы имели квоту хотя бы из трех яхт от страны, которые участвовали бы в борьбе за получение олимпийских лицензий. Нам это удалось: мы оказались в первой трети на открытом чемпионате Европы, и три экипажа получили право представлять Украину на чемпионате мира ISAF 2011 года в Перте. Это была главная задача для нас с Владимиром Коротковым на 2010 год. К сожалению, она не совпала с требованиями спортивного ведомства по отбору в сборную команду Украины. Иногда международные регаты проходили одновременно с некоторыми внутренними регатами, а отбор в сборную проводился только по результатам внутренних соревнований или по результатам чемпионатов мира и Европы, где надо было занять не ниже шестого-восьмого места. Иными словами, придерживаясь календаря, участвуя во всех внутренних регатах, мы рисковали не получить квоту из трех лодок на чемпионат мира.
Устранить создавшуюся коллизию можно только путем четкой формулировки приоритетных задач во время составления календаря соревнований, дорабатывая, одновременно, все положения и инструкции по отбору в сборную команду страны. Уверен, что отбор в сборную команду нужно проводить по результатам не только внутренних соревнований, а и международных. Учитывая, к примеру, что флот класса "Звездный" у нас небольшой. Если в чемпионате Украины участвовало семь яхт, то на чемпионате Европы их было 150, и принципы ведения борьбы на дистанции были совершенно другие.
Кроме того, известен опыт передовых стран по отбору в сборную команду страны, а также по отбору участников на чемпионат мира в Австралию 2011 года. В Италии в 2011 году вообще не проводится национальный чемпионат. Все экипажи отбираются на чемпионат мира по результатам международных регат.
В США отбор на Олимпиаду проводится по двум регатам — это чемпионат Северной Америки и предолимпийская регата в Лондоне. Всего в классе "Звездный" разыгрывается 15 олимпийских лицензий.
Участие в международных регатах — незаменимый опыт для любого спортсмена.
И только у нас, к сожалению, приоритет при отборе в сборную команду — результаты внутренних соревнований с малым количеством экипажей, как правило, менее десяти участников.
На международных регатах в классе "Звездный" обычно участвуют около 150 экипажей. В таком большом флоте своя специфика. Например, во время стартовой процедуры все яхты стараются плотно стоять вдоль стартовой линии. За полторы минуты до старта никто не даст ни подойти сзади, ни вклиниться. Нужно научиться стоять против ветра в линии со всем флотом и своевременно разогнаться быстрее соперников. Во внутренних соревнованиях при малочисленном флоте тактика старта совсем другая. И это лишь только одно из отличий в тактике регат международного масштаба от регат в малочисленном флоте. Мы поставили акцент на международные регаты с большим количеством участников. Сегодня, в рейтинге класса "Звездный", наш экипаж 21-й из 379 экипажей, и 12-й в рейтинге среди стран.
От уровня подготовки зависит исход борьбы за олимпийские лицензии. По прошлым отборам на Олимпийские игры было так, что первая десятка в "Звездном" — это 10 лицензий, а двадцатка — это 15 лицензий. Поэтому в Австралии, в декабре 2011 года, надо быть в десятке среди 150-170 экипажей. На чемпионате мира, в январе 2012 года, в Марселе разыграются еще 4 олимпийские лицензии из 15. Но рассчитывать на их выигрыш уже станет сложнее, вероятнее всего за них будут бороться не только претенденты второй десятки, но и потенциально сильнейшие участники, которые не попадут в первый отбор по разным причинам, включая поломки и другие неудачи. Просто, лицензий в нашем классе разыгрывается мало, а претендентов много. И нужно обязательно помнить о том, что в этом классе нет слабых спортсменов. В него приходят "звезды" со всех олимпийских классов, неоднократные чемпионы мира и Олимпийских игр. К сожалению, методика отбора в олимпийскую сборную Украины и в этом году не поменялась. Нет инициативы и со стороны Национальной федерации. А надо отстаивать свои позиции перед спортивным ведомством, чтобы можно было формировать оптимальные условия для подготовки наших спортсменов. Это - главное.
- Сегодня класс "Звездный" в Украине представлен двумя флотами: Днепровским и Восточным?
- В мировой практике класс "Звездный" построен по флотам. Рейтинг и календари соревнований так же составлены по флотам.
В декабре 2011 года в австралийском Перте пройдет отбор на Олимпийские игры по методологии ISAF, а на чемпионате мира в Марселе, в 2012 году — по методологии класса "Звездный". В Австралии предстоит более 10 гонок — по две-три в день — на сравнительно короткие дистанции. В Марселе — шесть гонок; расстояние от знака до знака — не менее 2 миль; гонка в день, длительность 2-3 часа.
Почему я так подробно рассказываю? Руководит отбором на чемпионат в Австралию спортивное ведомство. И на участие в чемпионате предположительно будут направлены чемпион Украины и второй номер сборной. Третий номер может ехать за свой счет. Отбор на чемпионат 2012 года будет происходить по флотам. И если у нас два флота, то участие в чемпионате могут принимать два чемпиона флота, плюс — открывается шанс при успешном выступлении на чемпионате Европы. Если экипаж попадет в первую треть турнирной таблицы, то автоматически примет участие в чемпионате мира 2012 года, где будут разыгрываться 4 олимпийские лицензии. Кроме того, если удастся выиграть флот региональный (два наших флота находятся в 17 регионе), — попадешь в 10% этого флота — то получишь путёвку на чемпионат Мира от региона. А второй экипаж поедет от флота. Вывод: чем больше флотов в стране, тем больше представительство на чемпионате мира. На мой взгляд, всё построено логично, и для Украины есть все возможности быть представленной на Чемпионате мира в Марселе четырьмя, и более, экипажами. Хотя, конечно, всё это теоретически. Многое зависит от финансовых возможностей, да и, прежде всего, от уровня готовности экипажей.
- Как вы оцениваете прошедший сезон?
- Сезон 2010 года для нас удался. Несмотря на то, что чемпионат
Украины мы не выиграли. Опытнейший шкотовый Владимир Коротков не
участвовал в гонках сезона. Находясь постоянно на международных регатах,
он редко бывал дома. Проблемы накопились, и было принято решение, что
он временно, по семейным обстоятельствам, участвовать в соревнованиях не
будет.
Открылась возможность пригласить в "Звездный" класс нового спортсмена. Я остановил свой выбор на Виталии Кушнире. Несмотря на то, что нам не удалось выиграть ни одной регаты, так как не было достаточной подготовки, — убежден, что мой выбор правильный. Сегодня я с уверенностью могу сказать, что при нормальной программе подготовки у этого спортсмена большое будущее в "Звездном" классе. Мы продолжаем совместную работу уже в составе двух экипажей.
Сегодня у Владимира Короткова дома все наладилось, и он вернулся в экипаж. Уже дважды мы побывали в Майами, участвовали в трех регатах. Выступили неплохо. В мировом рейтинге переместились с 26 на 21 место. Думаю, что зимний сезон подготовки провели рационально.
После международной регаты "Кубок Бакарди" в Майами, мы планируем участие в серии европейских регат.
- Как начался 2011 год?
- У нашего экипажа новые тренеры — Андрей Шафранюк и Геннадий Селедцов. Вместе мы составляем планы подготовки, формулируем задачи, тестируем материальную часть.
Сегодня скорости стали невероятно высокими. Для победы кто-то работает с парусами, разрабатывая новые модели, кто-то ищет пути при помощи постройки новых яхт, и все это — на фоне значительных объёмов тренировок и участия в соревнованиях.
Я постоянно общаюсь с гонщиками, которые входят в тридцатку мирового рейтинга, и вижу, что они делают, и в чем заключается поиск, — каждый разрабатывает свою модель парусов. Не так давно паруса фирмы Quantum занимали около 90% рынка парусов в классе "Звездный". Но сегодня 60-70% уже принадлежат парусам корпорации Norths Sails, особенно после Олимпийских игр в Пекине, когда англичанин Ян Перси победил под парусами этой фирмы.
Основная масса американских гонщиков, имея лодки признанных лидеров класса итальянских яхтостроителей Foly или Lily, покупают яхты новой верфи P-Star. Если яхты P-Star хорошо пойдут, — естественно, они будут гоняться на этих лодках. Это предупреждающий сигнал в классе "Звездный", который надо учитывать, и мы его восприняли: построили новую лодку. Чтобы не терять времени, приняли решение отправить ее прямо в Америку. Есть много других важных моментов, которые мы почерпнули в Америке. Это касается парусов, настройки рангоута, техники маневрирования и многого другого.
- Какие перспективы развития класса "Звездный" в Украине?
- У нас есть сильный экипаж Константина Даценко. В 2010 году Денис Хащина успешно начал осваивать "Звездный". И это здорово! В Украине главный недостаток "Звездного" — отсутствие тренера этого класса. Для того, чтобы объяснить спортсменам, что и как нужно делать, надо самому очень четко это представлять. К сожалению, все нынешние тренеры "звездников" пытаются построить подготовку спортсменов, исходя из собственного опыта гонок и тренировок в других классах. Хочу сказать, что международный уровень наших экипажей пока очень слабый и это, прежде всего, связано с невозможностью участия по разным причинам в достаточном количестве международных регат. И нужно хорошо подумать, как этот недостаток устранить, тем более, что сами спортсмены имеют большой гоночный опыт в других классах.
Когда мы были в Америке, я понял, что техника гонок изменилась, и мы даже поворот фордевинд делаем не так, то есть, без учета самых современных изменений, подходов, усовершенствований и требований.
Чтобы овладеть этой техникой пришлось не только переделать лодку, но и несколько дней поработать с американскими спарринг-партнерами. И подобных моментов я открыл для себя достаточно много.
Нужно прилагать усилия для того, чтобы лучшие экипажи нарабатывали международный опыт и получали шанс выиграть чемпионат мира, Европы или олимпийскую лицензию. А в 2011 году на внутренних соревнованиях снова устраивается очередной отбор в сборную команду. Мне кажется уже пора забыть об этом.
- Melges 24 по-прежнему в любимчиках?
- Когда мы составляли календарь 2011 года, то получилось, что для Мелджеса места нет. Есть лодки, есть соперники, которые заинтересованы и составили бы конкуренцию. К сожалению, в этом году я отложил и Farr40 и Melges 24. Просто невозможно объять необъятное. Сегодня главный вопрос — олимпийская лицензия, поэтому нужно сосредоточиться только на "Звездном". Это государственная задача. Мой экипаж в классе Melges 24, возможно, поедет в Европу на несколько регат без меня.
- Вы многие годы возглавляли Парусную федерацию Украины. Как развивается парусный спорт страны?
- Не проработав и года, Сергей Исаков, избранный после моей отставки президентом ПФУ, также подал в отставку, озвучив ее так: "К моему мнению не прислушиваются, поэтому я не могу работать".
- Я слышал от Вас похожее.
- Причиной моего решения об отставке было несогласие с политикой развития парусного спорта как вида центральными исполнительными органами. Я ставил вопросы, и многие из них решались. Но в какой-то момент началось непонимание. После встречи с министром, мы не пришли к единому мнению по крайне важным вопросам развития парусного спорта в стране, и я принял решение об отставке. Результаты такого поверхностного отношения к проблемам парусного спорта со стороны государства не заставили себя долго ждать: сегодня у нас в зоне лицензий нет ни одного экипажа, кроме парусной доски. И предстоит ещё много потрудиться, чтобы классы "470", "Финн", "Звёздный" и другие имели шанс получить лицензии. А ведь раньше ситуация была совсем другой.
- Чтобы достичь результатов в парусном спорте, надо знать и понимать его.
- Когда перед Олимпиадой 2004 года в Афинах я начал говорить о создании женского экипажа в классе Yngling, ко мне тогда тоже не прислушались. Насмехались, что полтора года мало для подготовки. Но, минуя бюджетное финансирование, через Фонд поддержки парусного спорта, была приобретена яхта, создан экипаж Русланы Таран, Анны Калининой и Светланы Матевушевой; разработан и профинансирован календарь тренировок и соревнований. В результате экипаж во главе с Русланой завоевал олимпийскую серебряную медаль для нашей страны. Подобное можно делать и сейчас.
Один из многих вопросов, которые есть у меня и к Федерации, и к главному тренеру сборной команды, и к государственному тренеру: почему в нашей стране не готовится женский экипаж в матчрейсе? В этой программе, как нигде, можно бороться за олимпийскую медаль. Лодки участникам на международных регатах и Олимпийских играх предоставляются организаторами. Гонки идут с пересадкой экипажей. Таким образом, шансы у всех уравниваются. Для страны важно развивать это направление. Нельзя сидеть, сложа руки, когда весь парусный мир движется вперёд. Так можно отстать навсегда.
И главное. Иметь такую талантливую спортсменку, как Руслана Таран, которая завоевывала медали на Олимпийских играх и выигрывала чемпионаты мира в олимпийских классах, а также Золотой кубок в классе "Дракон" среди мужчин, и не реализовывать ее потенциал?.. На мой взгляд, это, как минимум, не дальновидно.
Тем более, у нас есть две лодки класса Yngling. Формируйте два экипажа и тренируйтесь! Есть Сергей Машовец, Сергей Пичугин, которые могут передать свой опыт организации и судейства, участия в мачрейсах. Почему мы это не реализуем?
Нет понимания! Ушел новоизбранный президент Федерации. Кто проанализировал: почему? Я уверен, что он понимал и видел эту беспросветность. Его выбрали, ему доверили и на него надеялись, а он, видя, что не сдвинет все с мертвой точки, просто по-честному ушел. Претензий к нему не может быть — вопросы к команде, к заместителям, которые совмещали выборные должности вице-президентов в общественной организации с ведущими административными должностями в главном спортивном ведомстве Украины.
Из всего этого напрашивается вывод: нельзя совмещать административные и общественные должности. Думаю, над этим стоит задуматься и руководителю центрального органа исполнительной власти, если мы хотим добиться демократизации в развитии спорта в Украине не на словах, а на деле.
Очень важно в популяризации парусного спорта внедрять европейский опыт поддержки и развития детско-юношеского парусного спорта. Например, во Франции, Италии — в городах с водными акваториями проводятся специальные уроки в школах, где учат детей основам парусного спорта с выходом на воду. И пусть не все из них связывают свою дальнейшую жизнь с парусным спортом, но основы морской практики, останутся в памяти навсегда, как и принципы здорового образа жизни.
Юные яхтсмены начинают с яхт детских классов, кто-то совершенствуется в гонках на яхтах олимпийских классов. Но со временем большинство из них увлекают гонки на крейсерских яхтах. Это мировая практика, характеризующая развитие парусного спорта в стране. В Украине, к сожалению, крейсерский парусный спорт не получает должной поддержки. А она необходима, включая и законодательный уровень.
- После недавнего совета федерации многие территориальные федерации парусного спорта выдвинули Вас на должность президента?
- Сразу после отставки президента ПФУ, я получил предложение от своих коллег, главного тренера Сергея Щербакова, государственного тренера Владимира Болотникова, баллотироваться на главный пост федерации. По этому поводу у меня был разговор с вице-президентом Киевской федерации Юрием Доценко. Я задумался, и в тот момент отказался. Ведь отдельные предложения даже уважаемых мною людей не могут ложиться в основу принимаемых решений. Есть устав Федерации, и есть областные федерации, за которыми — последнее слово в избирательном процессе. Тем более, эту должность я уже занимал, и прекрасно понимаю, что могут быть и другие претенденты.
Однако, в феврале ко мне с письмами обратилось большинство областных федераций Украины. Все письма были переполнены тревогой за будущее парусного спорта в Украине. Одесская, Харьковская, Донецкая, Николаевская, Херсонская, Севастопольская федерации предложили мне возглавить Парусную Федерацию, и сформировать команду единомышленников.
Был у меня и разговор с министром образования и науки, молодежи и спорта, во время которого были озвучены государственные приоритеты развития спорта в целом, и парусного в частности. Поэтому, учитывая все это, и в первую очередь, общественное мнение, я принял решение идти на выборы президента Федерации, для того чтобы сформировать профессиональную команду, провести демократические преобразования и вывести Парусную федерацию Украины на прежний уровень. Ведь она была одной из лучших федераций, и об этом говорит даже тот факт, что не так давно Украина в рейтинге ISAF вышла на третье место, уступая лишь Австралии и Франции.
Многие годы я руководил Федерацией, и мы делом доказывали важность парусной федерации в развитии спорта в Украине. Наши спортсмены были чемпионами и призерами Олимпийских игр в Атланте, Сиднее и Афинах. Но когда из Пекина наши яхтсмены-олимпийцы вернулись ни с чем, прежнее руководство Спорткомитета не смогло сделать из этого соответствующие выводы и проанализировать причины — почему это произошло? — и результаты продолжали ухудшаться.
- Поэтому финансирование парусного спорта перевели в низшие категории?
- Если результаты идут по наклонной вниз, то, естественно, мы движемся из первой категории во вторую. Как известно, бюджетное финансирование ограничено и поэтому в первую очередь финансируют те направления в спорте, которые реально могут принести олимпийскую лицензию и олимпийскую медаль. В Пекине мы не показали достойных результатов (первый раз за многие годы). Это обстоятельство было связано, я думаю, прежде всего, с ошибками, допущенными министерством в подготовке к Олимпиаде. Дело в том, что парусный спорт, очень специфичен и непрофессиональные решения чреваты последствиями.
Парусный спорт требует много финансовых затрат, но он не самый дорогой при грамотно построенной программе. Поэтому нет ничего удивительного, что нас двигают из категории в категорию и ограничивают в финансировании. Я думаю, что это заслуженно и тут обижаться не на что. Нужно приложить усилия и доказать, что парусный спорт снова занял достойное место, на котором и был всегда. Вернуть утраченное трудно, но возможно.
- Василий Николаевич, прокомментируйте изменения структуры спортивного ведомства страны.
- Эти изменения носят общегосударственный характер, и, я думаю, на определенный вид спорта влияния никакого не оказывают. Если смотреть на парусный спорт, то усиление позиции федерации ведет к ослаблению административного управления, что лучше для развития вида спорта. И я сделал бы такой шаг: бюджетное финансирование направлял бы через федерации разных видов спорта. Так делается во всем мире. Мы адаптируем законодательство Украины к европейскому, а в спорте это до конца не доводим. Поменяли структуру, а финансовые потоки опять направляем через устаревшую неэффективную систему. Сокращая административный аппарат, необходимо на государственном уровне усиливать роль общественных организаций, поднимать их статус. Вот в чем, на мой взгляд, заключается административная реформа, проводимая в государстве.
- Вы президент ассоциации Укрсудпром. Каково состояние отрасли и есть ли в ней место нашим яхтостроителям?
- Вопрос сложный. Для того, чтобы купить яхту за рубежом и привезти в Украину, надо уплатить приблизительно 40% налога от стоимости яхты.
Поэтому многие яхты, парусные и моторные, находятся на территории Украины "на временном ввозе" или под иностранным флагом. Исходя из этого, строительство современных парусных и моторных яхт на отечественных верфях является актуальным. Однако, если мы не будем покупать яхты лучших мировых брендов, то у наших производителей не будет мотивации совершенствоваться. А им необходимо научиться конкурировать с ведущими зарубежными производителями.
Налоговую политику желательно пересмотреть. Думаю, парусная федерация Украины может сформулировать свои предложения для принятия Парламентом Украины. На мой взгляд, в них должен быть заложен следующий смысл: приобретение импортных яхт детских классов без уплаты таможенной пошлины, олимпийских — 5%. Если мы за счет бюджета осуществляем предолимпийскую подготовку, отправляем экипажи на Олимпийские игры, покупаем материальную часть, то зачем мы из того же бюджета платим 40% налогов?! Это накладно для страны и ведет к нерациональному использованию государственных финансовых средств, а главное - это отбивает желание у инвесторов направлять собственные ресурсы на государственные программы развития физической культуры и спорта.
- В каком состоянии отечественное судостроение?
- Украина — крупная судостроительная держава с мировым именем. У нас есть 11 судостроительных предприятий, способных строить суда, начиная от патрульных катеров и заканчивая авианосцами любой категории. Такую возможность имеют не многие страны, в их числе и Российская Федерация. Это очень выгодно отличает Украину. И развитие судостроения надо выстраивать путем глубокой кооперации с Россией, так как ее рынок почти безграничен, а возможности в судостроении ограничены. Объединив усилия, мы смогли бы содействовать подъему экономики своего государства. Это — первое. Второе: был период развития судостроения. Я работал министром именно тогда, когда действовал закон о поддержке судостроения в Украине. В нем, в частности, была статья об освобождении судостроительных предприятий от уплаты налога на прибыль на 10 лет. Я его разрабатывал, вносил на рассмотрение в Парламенте.
Результат — колоссальный прирост объемов производства в нашем судостроении. Специфика судостроения такова: заказчик дает гарантию, что он купит у производителя готовое судно. Для этого судостроительному заводу необходимо получить кредит и начать строить. Учитывая, что судно строится около 3 лет, а годовая кредитная ставка равна 20-25%, через 3 года проценты почти превышают само тело кредита. Это прямой путь к удорожанию стоимости проекта и банкротству предприятия. Кроме того, сама процедура ввоза комплектующих несовершенна, облагается таможенными пошлинами и НДС (суммарно 30-35%). И это в то время, когда государство возвращает НДС экспортеру, к сожалению, избирательно. При такой налоговой политике в стране судостроение бесперспективно.
Ассоциация судостроителей Украины обратилась в правительство с предложением об изменении существующего налогового законодательства. Мы настаиваем на восстановлении отдельных статей закона "О государственной поддержке судостроения Украины".
Что касается яхтостроения, ПФУ совместно с Укрсудпромом необходимо разработать проект государственной программы и внести его на утверждение в Парламент. Это позволит сформулировать политику в области отечественного яхтостроения на короткую и долгосрочную перспективу, систематизировать и развивать все позитивные начинания в этой сфере, осуществляемые сегодня предприятиями разной формы собственности.
А дальше на государственном уровне нужно поднимать вопросы развития морской индустрии в целом.
Во всем мире развивается морской бизнес. Украина морская держава. Наши моряки востребованы во всем мире. Необходимо обучать молодежь морскому делу, и парусный спорт может рассматриваться, как одна из важнейших составляющих в морской политике государства.
2010-й был годом завоевания лицензий по количественному составу экипажей для участия в чемпионате мира в Австралии в 2011 году, где будут разыгрываться лицензии на Олимпиаду, которая состоится в 2012 году в Лондоне. В прошлом Украина имела квоту в одну лодку и, с трудом — через ISAF и ассоциацию "Звездного" класса — проводили второй экипаж для участия в чемпионате мира. Цель сезона — выступить на чемпионате Европы так, чтобы мы имели квоту хотя бы из трех яхт от страны, которые участвовали бы в борьбе за получение олимпийских лицензий. Нам это удалось: мы оказались в первой трети на открытом чемпионате Европы, и три экипажа получили право представлять Украину на чемпионате мира ISAF 2011 года в Перте. Это была главная задача для нас с Владимиром Коротковым на 2010 год. К сожалению, она не совпала с требованиями спортивного ведомства по отбору в сборную команду Украины. Иногда международные регаты проходили одновременно с некоторыми внутренними регатами, а отбор в сборную проводился только по результатам внутренних соревнований или по результатам чемпионатов мира и Европы, где надо было занять не ниже шестого-восьмого места. Иными словами, придерживаясь календаря, участвуя во всех внутренних регатах, мы рисковали не получить квоту из трех лодок на чемпионат мира.
Устранить создавшуюся коллизию можно только путем четкой формулировки приоритетных задач во время составления календаря соревнований, дорабатывая, одновременно, все положения и инструкции по отбору в сборную команду страны. Уверен, что отбор в сборную команду нужно проводить по результатам не только внутренних соревнований, а и международных. Учитывая, к примеру, что флот класса "Звездный" у нас небольшой. Если в чемпионате Украины участвовало семь яхт, то на чемпионате Европы их было 150, и принципы ведения борьбы на дистанции были совершенно другие.
Кроме того, известен опыт передовых стран по отбору в сборную команду страны, а также по отбору участников на чемпионат мира в Австралию 2011 года. В Италии в 2011 году вообще не проводится национальный чемпионат. Все экипажи отбираются на чемпионат мира по результатам международных регат.
В США отбор на Олимпиаду проводится по двум регатам — это чемпионат Северной Америки и предолимпийская регата в Лондоне. Всего в классе "Звездный" разыгрывается 15 олимпийских лицензий.
Участие в международных регатах — незаменимый опыт для любого спортсмена.
И только у нас, к сожалению, приоритет при отборе в сборную команду — результаты внутренних соревнований с малым количеством экипажей, как правило, менее десяти участников.
На международных регатах в классе "Звездный" обычно участвуют около 150 экипажей. В таком большом флоте своя специфика. Например, во время стартовой процедуры все яхты стараются плотно стоять вдоль стартовой линии. За полторы минуты до старта никто не даст ни подойти сзади, ни вклиниться. Нужно научиться стоять против ветра в линии со всем флотом и своевременно разогнаться быстрее соперников. Во внутренних соревнованиях при малочисленном флоте тактика старта совсем другая. И это лишь только одно из отличий в тактике регат международного масштаба от регат в малочисленном флоте. Мы поставили акцент на международные регаты с большим количеством участников. Сегодня, в рейтинге класса "Звездный", наш экипаж 21-й из 379 экипажей, и 12-й в рейтинге среди стран.
От уровня подготовки зависит исход борьбы за олимпийские лицензии. По прошлым отборам на Олимпийские игры было так, что первая десятка в "Звездном" — это 10 лицензий, а двадцатка — это 15 лицензий. Поэтому в Австралии, в декабре 2011 года, надо быть в десятке среди 150-170 экипажей. На чемпионате мира, в январе 2012 года, в Марселе разыграются еще 4 олимпийские лицензии из 15. Но рассчитывать на их выигрыш уже станет сложнее, вероятнее всего за них будут бороться не только претенденты второй десятки, но и потенциально сильнейшие участники, которые не попадут в первый отбор по разным причинам, включая поломки и другие неудачи. Просто, лицензий в нашем классе разыгрывается мало, а претендентов много. И нужно обязательно помнить о том, что в этом классе нет слабых спортсменов. В него приходят "звезды" со всех олимпийских классов, неоднократные чемпионы мира и Олимпийских игр. К сожалению, методика отбора в олимпийскую сборную Украины и в этом году не поменялась. Нет инициативы и со стороны Национальной федерации. А надо отстаивать свои позиции перед спортивным ведомством, чтобы можно было формировать оптимальные условия для подготовки наших спортсменов. Это - главное.
Победители Чемпионата Европы среди мастеров. Виореджио (Италии), 2010 год |
- В мировой практике класс "Звездный" построен по флотам. Рейтинг и календари соревнований так же составлены по флотам.
В декабре 2011 года в австралийском Перте пройдет отбор на Олимпийские игры по методологии ISAF, а на чемпионате мира в Марселе, в 2012 году — по методологии класса "Звездный". В Австралии предстоит более 10 гонок — по две-три в день — на сравнительно короткие дистанции. В Марселе — шесть гонок; расстояние от знака до знака — не менее 2 миль; гонка в день, длительность 2-3 часа.
Почему я так подробно рассказываю? Руководит отбором на чемпионат в Австралию спортивное ведомство. И на участие в чемпионате предположительно будут направлены чемпион Украины и второй номер сборной. Третий номер может ехать за свой счет. Отбор на чемпионат 2012 года будет происходить по флотам. И если у нас два флота, то участие в чемпионате могут принимать два чемпиона флота, плюс — открывается шанс при успешном выступлении на чемпионате Европы. Если экипаж попадет в первую треть турнирной таблицы, то автоматически примет участие в чемпионате мира 2012 года, где будут разыгрываться 4 олимпийские лицензии. Кроме того, если удастся выиграть флот региональный (два наших флота находятся в 17 регионе), — попадешь в 10% этого флота — то получишь путёвку на чемпионат Мира от региона. А второй экипаж поедет от флота. Вывод: чем больше флотов в стране, тем больше представительство на чемпионате мира. На мой взгляд, всё построено логично, и для Украины есть все возможности быть представленной на Чемпионате мира в Марселе четырьмя, и более, экипажами. Хотя, конечно, всё это теоретически. Многое зависит от финансовых возможностей, да и, прежде всего, от уровня готовности экипажей.
Василий Гуреев и Виталий Кушнир на Windmaster Regatta 2010 |
Открылась возможность пригласить в "Звездный" класс нового спортсмена. Я остановил свой выбор на Виталии Кушнире. Несмотря на то, что нам не удалось выиграть ни одной регаты, так как не было достаточной подготовки, — убежден, что мой выбор правильный. Сегодня я с уверенностью могу сказать, что при нормальной программе подготовки у этого спортсмена большое будущее в "Звездном" классе. Мы продолжаем совместную работу уже в составе двух экипажей.
Сегодня у Владимира Короткова дома все наладилось, и он вернулся в экипаж. Уже дважды мы побывали в Майами, участвовали в трех регатах. Выступили неплохо. В мировом рейтинге переместились с 26 на 21 место. Думаю, что зимний сезон подготовки провели рационально.
После международной регаты "Кубок Бакарди" в Майами, мы планируем участие в серии европейских регат.
- Как начался 2011 год?
- У нашего экипажа новые тренеры — Андрей Шафранюк и Геннадий Селедцов. Вместе мы составляем планы подготовки, формулируем задачи, тестируем материальную часть.
Сегодня скорости стали невероятно высокими. Для победы кто-то работает с парусами, разрабатывая новые модели, кто-то ищет пути при помощи постройки новых яхт, и все это — на фоне значительных объёмов тренировок и участия в соревнованиях.
Я постоянно общаюсь с гонщиками, которые входят в тридцатку мирового рейтинга, и вижу, что они делают, и в чем заключается поиск, — каждый разрабатывает свою модель парусов. Не так давно паруса фирмы Quantum занимали около 90% рынка парусов в классе "Звездный". Но сегодня 60-70% уже принадлежат парусам корпорации Norths Sails, особенно после Олимпийских игр в Пекине, когда англичанин Ян Перси победил под парусами этой фирмы.
Основная масса американских гонщиков, имея лодки признанных лидеров класса итальянских яхтостроителей Foly или Lily, покупают яхты новой верфи P-Star. Если яхты P-Star хорошо пойдут, — естественно, они будут гоняться на этих лодках. Это предупреждающий сигнал в классе "Звездный", который надо учитывать, и мы его восприняли: построили новую лодку. Чтобы не терять времени, приняли решение отправить ее прямо в Америку. Есть много других важных моментов, которые мы почерпнули в Америке. Это касается парусов, настройки рангоута, техники маневрирования и многого другого.
Майями 2011 |
- У нас есть сильный экипаж Константина Даценко. В 2010 году Денис Хащина успешно начал осваивать "Звездный". И это здорово! В Украине главный недостаток "Звездного" — отсутствие тренера этого класса. Для того, чтобы объяснить спортсменам, что и как нужно делать, надо самому очень четко это представлять. К сожалению, все нынешние тренеры "звездников" пытаются построить подготовку спортсменов, исходя из собственного опыта гонок и тренировок в других классах. Хочу сказать, что международный уровень наших экипажей пока очень слабый и это, прежде всего, связано с невозможностью участия по разным причинам в достаточном количестве международных регат. И нужно хорошо подумать, как этот недостаток устранить, тем более, что сами спортсмены имеют большой гоночный опыт в других классах.
Когда мы были в Америке, я понял, что техника гонок изменилась, и мы даже поворот фордевинд делаем не так, то есть, без учета самых современных изменений, подходов, усовершенствований и требований.
Чтобы овладеть этой техникой пришлось не только переделать лодку, но и несколько дней поработать с американскими спарринг-партнерами. И подобных моментов я открыл для себя достаточно много.
Нужно прилагать усилия для того, чтобы лучшие экипажи нарабатывали международный опыт и получали шанс выиграть чемпионат мира, Европы или олимпийскую лицензию. А в 2011 году на внутренних соревнованиях снова устраивается очередной отбор в сборную команду. Мне кажется уже пора забыть об этом.
- Melges 24 по-прежнему в любимчиках?
- Когда мы составляли календарь 2011 года, то получилось, что для Мелджеса места нет. Есть лодки, есть соперники, которые заинтересованы и составили бы конкуренцию. К сожалению, в этом году я отложил и Farr40 и Melges 24. Просто невозможно объять необъятное. Сегодня главный вопрос — олимпийская лицензия, поэтому нужно сосредоточиться только на "Звездном". Это государственная задача. Мой экипаж в классе Melges 24, возможно, поедет в Европу на несколько регат без меня.
- Вы многие годы возглавляли Парусную федерацию Украины. Как развивается парусный спорт страны?
- Не проработав и года, Сергей Исаков, избранный после моей отставки президентом ПФУ, также подал в отставку, озвучив ее так: "К моему мнению не прислушиваются, поэтому я не могу работать".
- Я слышал от Вас похожее.
- Причиной моего решения об отставке было несогласие с политикой развития парусного спорта как вида центральными исполнительными органами. Я ставил вопросы, и многие из них решались. Но в какой-то момент началось непонимание. После встречи с министром, мы не пришли к единому мнению по крайне важным вопросам развития парусного спорта в стране, и я принял решение об отставке. Результаты такого поверхностного отношения к проблемам парусного спорта со стороны государства не заставили себя долго ждать: сегодня у нас в зоне лицензий нет ни одного экипажа, кроме парусной доски. И предстоит ещё много потрудиться, чтобы классы "470", "Финн", "Звёздный" и другие имели шанс получить лицензии. А ведь раньше ситуация была совсем другой.
- Чтобы достичь результатов в парусном спорте, надо знать и понимать его.
- Когда перед Олимпиадой 2004 года в Афинах я начал говорить о создании женского экипажа в классе Yngling, ко мне тогда тоже не прислушались. Насмехались, что полтора года мало для подготовки. Но, минуя бюджетное финансирование, через Фонд поддержки парусного спорта, была приобретена яхта, создан экипаж Русланы Таран, Анны Калининой и Светланы Матевушевой; разработан и профинансирован календарь тренировок и соревнований. В результате экипаж во главе с Русланой завоевал олимпийскую серебряную медаль для нашей страны. Подобное можно делать и сейчас.
Один из многих вопросов, которые есть у меня и к Федерации, и к главному тренеру сборной команды, и к государственному тренеру: почему в нашей стране не готовится женский экипаж в матчрейсе? В этой программе, как нигде, можно бороться за олимпийскую медаль. Лодки участникам на международных регатах и Олимпийских играх предоставляются организаторами. Гонки идут с пересадкой экипажей. Таким образом, шансы у всех уравниваются. Для страны важно развивать это направление. Нельзя сидеть, сложа руки, когда весь парусный мир движется вперёд. Так можно отстать навсегда.
И главное. Иметь такую талантливую спортсменку, как Руслана Таран, которая завоевывала медали на Олимпийских играх и выигрывала чемпионаты мира в олимпийских классах, а также Золотой кубок в классе "Дракон" среди мужчин, и не реализовывать ее потенциал?.. На мой взгляд, это, как минимум, не дальновидно.
Тем более, у нас есть две лодки класса Yngling. Формируйте два экипажа и тренируйтесь! Есть Сергей Машовец, Сергей Пичугин, которые могут передать свой опыт организации и судейства, участия в мачрейсах. Почему мы это не реализуем?
Нет понимания! Ушел новоизбранный президент Федерации. Кто проанализировал: почему? Я уверен, что он понимал и видел эту беспросветность. Его выбрали, ему доверили и на него надеялись, а он, видя, что не сдвинет все с мертвой точки, просто по-честному ушел. Претензий к нему не может быть — вопросы к команде, к заместителям, которые совмещали выборные должности вице-президентов в общественной организации с ведущими административными должностями в главном спортивном ведомстве Украины.
Из всего этого напрашивается вывод: нельзя совмещать административные и общественные должности. Думаю, над этим стоит задуматься и руководителю центрального органа исполнительной власти, если мы хотим добиться демократизации в развитии спорта в Украине не на словах, а на деле.
Очень важно в популяризации парусного спорта внедрять европейский опыт поддержки и развития детско-юношеского парусного спорта. Например, во Франции, Италии — в городах с водными акваториями проводятся специальные уроки в школах, где учат детей основам парусного спорта с выходом на воду. И пусть не все из них связывают свою дальнейшую жизнь с парусным спортом, но основы морской практики, останутся в памяти навсегда, как и принципы здорового образа жизни.
Юные яхтсмены начинают с яхт детских классов, кто-то совершенствуется в гонках на яхтах олимпийских классов. Но со временем большинство из них увлекают гонки на крейсерских яхтах. Это мировая практика, характеризующая развитие парусного спорта в стране. В Украине, к сожалению, крейсерский парусный спорт не получает должной поддержки. А она необходима, включая и законодательный уровень.
Delta Lloyd Regata 2009 |
- Сразу после отставки президента ПФУ, я получил предложение от своих коллег, главного тренера Сергея Щербакова, государственного тренера Владимира Болотникова, баллотироваться на главный пост федерации. По этому поводу у меня был разговор с вице-президентом Киевской федерации Юрием Доценко. Я задумался, и в тот момент отказался. Ведь отдельные предложения даже уважаемых мною людей не могут ложиться в основу принимаемых решений. Есть устав Федерации, и есть областные федерации, за которыми — последнее слово в избирательном процессе. Тем более, эту должность я уже занимал, и прекрасно понимаю, что могут быть и другие претенденты.
Однако, в феврале ко мне с письмами обратилось большинство областных федераций Украины. Все письма были переполнены тревогой за будущее парусного спорта в Украине. Одесская, Харьковская, Донецкая, Николаевская, Херсонская, Севастопольская федерации предложили мне возглавить Парусную Федерацию, и сформировать команду единомышленников.
Был у меня и разговор с министром образования и науки, молодежи и спорта, во время которого были озвучены государственные приоритеты развития спорта в целом, и парусного в частности. Поэтому, учитывая все это, и в первую очередь, общественное мнение, я принял решение идти на выборы президента Федерации, для того чтобы сформировать профессиональную команду, провести демократические преобразования и вывести Парусную федерацию Украины на прежний уровень. Ведь она была одной из лучших федераций, и об этом говорит даже тот факт, что не так давно Украина в рейтинге ISAF вышла на третье место, уступая лишь Австралии и Франции.
Многие годы я руководил Федерацией, и мы делом доказывали важность парусной федерации в развитии спорта в Украине. Наши спортсмены были чемпионами и призерами Олимпийских игр в Атланте, Сиднее и Афинах. Но когда из Пекина наши яхтсмены-олимпийцы вернулись ни с чем, прежнее руководство Спорткомитета не смогло сделать из этого соответствующие выводы и проанализировать причины — почему это произошло? — и результаты продолжали ухудшаться.
- Поэтому финансирование парусного спорта перевели в низшие категории?
- Если результаты идут по наклонной вниз, то, естественно, мы движемся из первой категории во вторую. Как известно, бюджетное финансирование ограничено и поэтому в первую очередь финансируют те направления в спорте, которые реально могут принести олимпийскую лицензию и олимпийскую медаль. В Пекине мы не показали достойных результатов (первый раз за многие годы). Это обстоятельство было связано, я думаю, прежде всего, с ошибками, допущенными министерством в подготовке к Олимпиаде. Дело в том, что парусный спорт, очень специфичен и непрофессиональные решения чреваты последствиями.
Парусный спорт требует много финансовых затрат, но он не самый дорогой при грамотно построенной программе. Поэтому нет ничего удивительного, что нас двигают из категории в категорию и ограничивают в финансировании. Я думаю, что это заслуженно и тут обижаться не на что. Нужно приложить усилия и доказать, что парусный спорт снова занял достойное место, на котором и был всегда. Вернуть утраченное трудно, но возможно.
- Василий Николаевич, прокомментируйте изменения структуры спортивного ведомства страны.
- Эти изменения носят общегосударственный характер, и, я думаю, на определенный вид спорта влияния никакого не оказывают. Если смотреть на парусный спорт, то усиление позиции федерации ведет к ослаблению административного управления, что лучше для развития вида спорта. И я сделал бы такой шаг: бюджетное финансирование направлял бы через федерации разных видов спорта. Так делается во всем мире. Мы адаптируем законодательство Украины к европейскому, а в спорте это до конца не доводим. Поменяли структуру, а финансовые потоки опять направляем через устаревшую неэффективную систему. Сокращая административный аппарат, необходимо на государственном уровне усиливать роль общественных организаций, поднимать их статус. Вот в чем, на мой взгляд, заключается административная реформа, проводимая в государстве.
- Вы президент ассоциации Укрсудпром. Каково состояние отрасли и есть ли в ней место нашим яхтостроителям?
- Вопрос сложный. Для того, чтобы купить яхту за рубежом и привезти в Украину, надо уплатить приблизительно 40% налога от стоимости яхты.
Поэтому многие яхты, парусные и моторные, находятся на территории Украины "на временном ввозе" или под иностранным флагом. Исходя из этого, строительство современных парусных и моторных яхт на отечественных верфях является актуальным. Однако, если мы не будем покупать яхты лучших мировых брендов, то у наших производителей не будет мотивации совершенствоваться. А им необходимо научиться конкурировать с ведущими зарубежными производителями.
Налоговую политику желательно пересмотреть. Думаю, парусная федерация Украины может сформулировать свои предложения для принятия Парламентом Украины. На мой взгляд, в них должен быть заложен следующий смысл: приобретение импортных яхт детских классов без уплаты таможенной пошлины, олимпийских — 5%. Если мы за счет бюджета осуществляем предолимпийскую подготовку, отправляем экипажи на Олимпийские игры, покупаем материальную часть, то зачем мы из того же бюджета платим 40% налогов?! Это накладно для страны и ведет к нерациональному использованию государственных финансовых средств, а главное - это отбивает желание у инвесторов направлять собственные ресурсы на государственные программы развития физической культуры и спорта.
Василий Гуреев и Вдадимир Коротков на дистанции |
- Украина — крупная судостроительная держава с мировым именем. У нас есть 11 судостроительных предприятий, способных строить суда, начиная от патрульных катеров и заканчивая авианосцами любой категории. Такую возможность имеют не многие страны, в их числе и Российская Федерация. Это очень выгодно отличает Украину. И развитие судостроения надо выстраивать путем глубокой кооперации с Россией, так как ее рынок почти безграничен, а возможности в судостроении ограничены. Объединив усилия, мы смогли бы содействовать подъему экономики своего государства. Это — первое. Второе: был период развития судостроения. Я работал министром именно тогда, когда действовал закон о поддержке судостроения в Украине. В нем, в частности, была статья об освобождении судостроительных предприятий от уплаты налога на прибыль на 10 лет. Я его разрабатывал, вносил на рассмотрение в Парламенте.
Результат — колоссальный прирост объемов производства в нашем судостроении. Специфика судостроения такова: заказчик дает гарантию, что он купит у производителя готовое судно. Для этого судостроительному заводу необходимо получить кредит и начать строить. Учитывая, что судно строится около 3 лет, а годовая кредитная ставка равна 20-25%, через 3 года проценты почти превышают само тело кредита. Это прямой путь к удорожанию стоимости проекта и банкротству предприятия. Кроме того, сама процедура ввоза комплектующих несовершенна, облагается таможенными пошлинами и НДС (суммарно 30-35%). И это в то время, когда государство возвращает НДС экспортеру, к сожалению, избирательно. При такой налоговой политике в стране судостроение бесперспективно.
Ассоциация судостроителей Украины обратилась в правительство с предложением об изменении существующего налогового законодательства. Мы настаиваем на восстановлении отдельных статей закона "О государственной поддержке судостроения Украины".
Что касается яхтостроения, ПФУ совместно с Укрсудпромом необходимо разработать проект государственной программы и внести его на утверждение в Парламент. Это позволит сформулировать политику в области отечественного яхтостроения на короткую и долгосрочную перспективу, систематизировать и развивать все позитивные начинания в этой сфере, осуществляемые сегодня предприятиями разной формы собственности.
А дальше на государственном уровне нужно поднимать вопросы развития морской индустрии в целом.
Во всем мире развивается морской бизнес. Украина морская держава. Наши моряки востребованы во всем мире. Необходимо обучать молодежь морскому делу, и парусный спорт может рассматриваться, как одна из важнейших составляющих в морской политике государства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий